Что такое самогипноз?

Что представляет собой самогипноз? Каковы его отличия от привычного транса? В чем заключается разница между трансовыми состояниями и самогипнозом?

самогипноз

Самогипноз представляет собой процесс, при котором человек самостоятельно вводит себя в состояние гипнотического сна и управляет своим подсознанием при этом с помощью активного сознания, которое находится в состоянии покоя. Это определение, безусловно, является одним из наиболее спорных, и в связи с этим поднимается ряд вопросов и обсуждений, которые привлекают углубленное внимание как исследователей, так и практиков гипноза. Дебаты о существовании самогипноза ведутся с времён Средневековья и продолжаются до сегодняшнего дня, что само по себе говорит о том, что данный вопрос имеет значительное значение и интерес в обществе.

Основная претензия противников этой концепции заключается в том, что существует заметный парадокс: как может спящее сознание что-либо контролировать, особенно подсознание? Это замечание вызывает множество размышлений и дебатов, так как на первый взгляд кажется логичным, что если человек находится в состоянии глубокого гипнотического сна, его сознание должно быть выключено, и оно, следовательно, не может осуществлять контроль над чем-либо, включая свои собственные внутренние процессы. Если сознание управляет, значит, оно не находится в состоянии отключённости, и, следовательно, человек делает всё, что угодно, только не спит.

Таким образом, доводы противников самогипноза действительно достаточно серьезны и вызывают сомнения относительно самого существования данного явления. Каковы же аргументы сторонников самогипноза? Некоторые из них утверждают, что сознание можно заранее наладить, внушив себе конкретные установки, чтобы, когда наступит момент засыпания, действовать в соответствии с ними и успешно достигать своих целей. В этом контексте многие исследователи и практики указывают на важность намерения и установок, которые, как они считают, могут в значительной степени повлиять на конечный результат процесса.

самогипноз

Другие же полагают, что для самогипноза связываться с полным засыпанием вовсе не обязательно — достаточно всего лишь ввести сознание в состояние транс, в котором имеется возможность управлять подсознанием. Однако если сознание не отключено полностью, вряд ли это можно будет отнести к гипнозу, и, следовательно, достичь целей управления подсознанием может стать затруднительно. Все внушения окажутся на уровне сознания, и их влияние может не достичь более глубоких уровней психики.

Таким образом, вы можете внушать себе всё, что угодно, даже находясь в полудрёме, но это не будет истинным гипнозом, и не приведет к тем изменениям, которых вы могли бы ожидать. Аргумент первой группы, безусловно, более основателен, но и он вызывает ряд серьезных вопросов. Можем ли мы быть действительно уверены, что ваше спящее сознание сможет дать необходимые команды подсознанию? Это вопрос, на который нет однозначного ответа, поскольку каждый случай индивидуален, и индивидуальные особенности восприятия играют важную роль.

Даже если дополнить этот аргумент, нужно учитывать, что для оценки реакции подсознания на внушение требуется объективный подход, и как можно получить адекватный ответ, если ваше сознание пребывает в состоянии сна? Это создает серьезные преграды для научных исследований и практического применения концепций самогипноза. В итоге, эта позиция оказывается довольно шаткой и оставляет много вопросов без ответов, что подчеркивает необходимость дальнейшего изучения и анализа различных аспектов гипнотерапии и самогипноза как методов, связанных не только с психологией, но и с философией и нейробиологией.

Позиция Папюса относительно самогипноза

Позиция Папюса относительно самогипноза

Знаменитый французский гипнотизёр XVI века, известный под именем Папюс, высказывал мнение о том, что явление самогипноза, действительно, может иметь место в реальности. Этот вопрос, безусловно, представляет собой предмет значительных размышлений и дискуссий в области гипноза и психологии, вызывая интерес как у ученых, так и у практиков. Однако его взгляды на этот феномен были тесно связаны со спиритизмом и месмеризмом, что придаёт его гипотезам определённый мистический и даже загадочный оттенок. Важно отметить, что в контексте XVIII-XIX веков, когда творчество и идеи Папюса стали известны, спиритизм и месмеризм пользовались огромной популярностью, и многие мыслители искали объяснения для явлений, которые на тот момент не имели научного обоснования.

С точки зрения Папюса, процесс самогипноза предполагал наличие третьей сущности — некой надприродной сущности, которая могла бы влиять на внутренние процессы сознания человека. Эта точка зрения открывает совершенно новые горизонты для исследования того, как мы воспринимаем взаимодействие между сознанием и подсознанием. Он описывал эту сущность как духа или элементала, представляющего собой сгусток сознательной энергии, способного оказывать воздействие на подсознание человека в состоянии глубокого гипноза. Это учение о взаимодействии между человеком и предположительно существующими сверхъестественными существами вызывает легкие признаки мистицизма, что неоднозначно воспринимается как сторонниками, так и противниками такой концепции.

сущности в самогипнозе

При этом Папюс подчеркивал, что создание такого элементала связано с областью практической магии, а не с традиционными представлениями о гипнозе, как о научной практике. Это создаёт интересный парадокс, так как он придаёт самогипнозу не только психологическую, но и магическую компоненты, и может привести к переосмыслению границ между реальным и мистическим, нормой и паранормой. Важно заметить, что его точка зрения имеет определённые параллели с мнением тех сторонников, которые утверждают, что перед гипнотическим состоянием можно программировать сознание, фиксируя разные установки, которые будут формировать поведение человека в будущем.

Однако в случае программирования предполагается, что влияние со стороны внешних сущностей не требуется, и все действия осуществляются исключительно самим человеком. Это наводит на размышления о том, насколько эффективным может быть программирование без внешнего воздействия и в каких условиях оно может происходить лучше всего. Сравнивая две эти позиции, можно выделить определённые отличия: в случае с внешней сущностью элементал может значительно легче управлять подсознанием и даже принимать решения по своему усмотрению, что, безусловно, создает ощущение некоей независимости и силы, способной направлять человека. В то время как в варианте с программированием человек действует самостоятельно, опираясь на собственные установки и желания, которые в свою очередь формируются на основе личного опыта и стремлений.

Тем не менее, включение сверхъестественных существ в процесс самогипноза ставит под сомнение само значение этого явления, вызывая вопросы о том, насколько истинным может быть представление о самогипнозе, если оно требует вмешательства некой иной сущности, что поднимает важные и интересные вопросы относительно природы реальности и существования неведомых сил. Таким образом, идеи Папюса добавляют интересный и сложный аспект в обсуждение самогипноза, порождая новые вопросы о природе человеческого сознания и возможностях, которые оно может обладать. Ведь на перекрестке научного знания и мистических верований открываются двери в мир, который остается пока еще не исследованным, оставляя в нас постоянное стремление к пониманию и саморазвитию.

самогипноз

Позиция Аксиновича относительно самогипноза

Известный современный гипнолог Владислав Аксинович с уверенностью утверждает, что самогипноз является не чем иным, как выдумкой, в том числе и в контексте той культурной и исторической парадигмы, которая существует вокруг данного феномена. Он считает, что в традиционном понимании гипноза присутствуют две ключевые составляющие: отключённое сознание одного человека и сосредоточенное, активное сознание другого, который внушает первому установки, приводящие к желаемым изменениям. Это утверждение поднимает множество вопросов о природе сознания и о том, как именно оно функционирует в различные моменты времени.

Если же рассмотреть все это применительно к единичному человеку, возникает интересный и довольно сложный вопрос: как одно и то же сознание может одновременно находиться как в состоянии отключенности, так и в состоянии концентрации? Этот вопрос подталкивает к размышлениям о том, насколько многообразными и многогранными могут быть состояния сознания, в которых мы можем пребывать в разные моменты жизни. В своей работе Аксинович отмечает: «Иногда сеанс может продлиться 5-8 часов, и для гипнолога это требует огромной концентрации, что делает гипнолога фактически активным участником процесса, не позволяя ему расслабиться».

Он подчеркивает, что если гипнолог перестаёт говорить даже на несколько минут, подсознание человека, находящегося под гипнозом, возвращается в состояние обычного сна, и дальнейшее внушение становится невозможным. Этот момент очень важен, так как он акцентирует внимание на необходимости постоянного взаимодействия между гипнологом и клиентом, которое обеспечивает успешное воздействие на подсознание. Именно поэтому Аксинович считает, что все, кто предлагает курсы по самогипнозу или соответствующие пособия, заблуждаются, по сути, уводя людей от истинного понимания гипноза как явления и забывая о той ответственности, которая лежит на плечах специалистов в этой области.

По его мнению, в лучшем случае эти курсы предлагают методы, которые могут быть схожи с трансовыми техниками, используемыми в йоге и других практиках, но, по сути, это не имеет никакого отношения к истинной практике гипноза. Надо также отметить, что концепции древних гипнотизёров зачастую связывают самогипноз с участием некоего сверхъестественного существа или духа, что приводит к объяснению этого явления через призму мистики, а не через научную терминологию, которая могла бы быть более точной и адекватной.

гипноз

Тем не менее, такая позиция заслуживает уважения, поскольку она подразумевает, что на протяжении веков люди искали объяснение тем явлениям, которые они не могли рационально объяснить, и это всегда будет частью человеческой истории. Возможно, то, что древние гипнотизёры называли самогипнозом, и то, о чём современные гипнологи говорят с точки зрения программирования сознания, на самом деле следует обозначить иными терминами, что поможет расставить все акценты и получить более четкую картину. Таким образом, гипноз должен оставаться гипнозом — специфическим состоянием, в котором сознание подвергается определённым внушениям, тогда как трансы или месмеризм можно рассматривать как отдельные категории, которые, возможно, имеют свои собственные механизмы и подходы к воздействию на человека. Важно учитывать, что разница в терминах и концепциях может не только прояснить ситуацию, но и помочь избежать недопонимания и путаницы в области, которая безусловно требует тщательного подхода и глубокого изучения.


Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Помогает ли гипноз или как помогает гипноз? | Под гипнозом →

Поделиться:

Последние новости:

Что лечит гипноз?

  • 07-11-2024 22:19:00

Что касается заболеваний, которые лечат гипнозом, то здесь основная группа заболеваний относится именно к психосоматике.


+375(29)243-34-33

viber whats app